РУС БЕЛ ENG

Специальное образование

Обучение в классах осуществляется по образовательным программам специального образования на уровне общего среднего образования для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) и для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Классы интегрированного обучения и воспитания создаются с целью реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Обучение и воспитание в классах интегрированного обучения и воспитания осуществляются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании:

Статья 3

1. Каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на образование.

4. Лицам с особенностями психофизического развития при получении образования оказывается коррекционно-педагогическая помощь и создаются специальные условия для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития.

Статья 14

3. Лицам с особенностями психофизического развития, освоившим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и успешно прошедшим итоговую аттестацию за период получения общего базового образования или общего среднего образования, выдаются соответственно свидетельство об общем базовом образовании или аттестат об общем среднем образовании. Такие лица считаются получившими соответственно общее базовое образование или общее среднее образование.

Статья 15

Получение основного и дополнительного образования лицами с особенностями психофизического развития

1. Получение дошкольного или общего среднего образования лицами с особенностями психофизического развития включает в себя оказание им коррекционно-педагогической помощи.

Коррекционно-педагогическая помощь — система педагогических мероприятий, организуемых для лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования и имеющих стойкие или временные трудности в их освоении. Коррекционно-педагогическая помощь оказывается в пунктах коррекционно-педагогической помощи, а также в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

2. Получение профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования лицами с особенностями психофизического развития включает в себя создание специальных условий для получения ими образования с учетом особенностей их психофизического развития.

Специальные условия для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования лицами с особенностями психофизического развития — условия, обеспечивающие создание безбарьерной среды, доступ к  информационно-коммуникационным ресурсам путем предоставления обучающимся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, необходимых технических средств социальной реабилитации, педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи. Педагогическая, медицинская, социальная и иные виды помощи лицам с особенностями психофизического развития при получении ими профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования оказываются учреждениями образования.

3. Лицо с особенностями психофизического развития может реализовать свое право на получение коррекционно-педагогической помощи, создание специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования при наличии заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации или справки об освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования.

Статья 158

14. Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них:

14.1. не более трех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);

14.2. не более шести лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);

14.3. не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития.

Основными задачами деятельности классов являются:

- освоение содержания образовательных программ специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с требованиями образовательных стандартов специального образования;

- исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;

- обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи;

- создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития.

Особое внимание при организации образовательного процесса  в классах интегрированного обучения и воспитания уделяется вопросам включения всех учащихся в совместную деятельность (трудовую, бытовую, художественную, оздоровительную, спортивную и др.); выстраиванию гуманистических отношений на основе уважения личности каждого ребенка.

Опыт показывает, что включение учащихся с особенностями психофизического развития в коллективную деятельность активизирует их, помогает глубже осознавать предъявляемые к ним требованиям, развивает стремление к самоконтролю действий и поступков и тем самым укрепляет отношения сотрудничества, взаимодействия между членами коллектива.

Интегрированное  обучение и воспитание может быть успешным только в случае активного включения в образовательный процесс, особенно во внеурочное время, законных представителей учащихся и членов их семей при организации совместной спортивно-оздоровительной, творческой и иных видов деятельности.

Целенаправленная и системная работа педагогического коллектива школы, родителей и членов семей всех учащихся позволяет преодолеть социальную изоляцию детей с особенностями психофизического развития, гармонизировать отношения между участниками образовательного процесса и семьями учащихся.