Урок 1. Вместе к финансовой свободе.
«Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений»
Д. Рокфеллер
В современном мире финансовая грамотность выступает необходимым условием жизни человека. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Урок 2. История возникновения денег.
Все мы ежедневно соприкасаемся с деньгами, но кто из нас сможет внятно ответить на вопрос: а что такое деньги? Трудности подстерегают не только простых обывателей, но и экономистов, которые, между прочим, уже не первое столетие пытаются разобраться в «денежных» вопросах.
За всю историю существования денег им было дано множество определений.
В настоящее время о деньгах чаще всего отзываются как о наиболее ликвидном всеобщем эквиваленте, который способствует обмену товаров и услуг, а также накоплению богатства.
Но мнения экономистов расходятся не только в вопросах сущности денег: нет единой точки зрения и по поводу их происхождения.
Дело в том, что на различных исторических этапах развития общества использовались разные виды денег.
Урок 3. Дети и деньги
Знаешь ли ты откуда берутся деньги? Какова цена денег? Сколько именно денег и на какие нужды тратит твоя семья и ты сам?
Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы, между тем наша материальная жизнь основана на денежных отношениях. Воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и материальным ценностям так же важно, как научить его вести себя за столом.
Детям необходимо знать, что людям надо работать, чтоб зарабатывать деньги. Есть разные варианты работы: кому-то платят почасово, кому-то платят фиксировано. Можно искать кратковременную работу, а можно строить карьеру, также можно стать предпринимателем и начать свое дело,
Дети довольно легко относятся к деньгам, даже к крупным суммам. Поэтому необходимо научить детей взвешенному отношению к деньгам.
Уроки 4, 5. Практико-ориентированный семинар «Знай свои деньги»
Элементы защиты банкноты:
- Водяной знак.
- Защитная нить.
- Совмещающееся изображение.
- Металлографская печать.
- Антикопировальная сетка.
- Микротекст.
- Метка для людей с ослабленным зрением.
- Бескрасочное тиснение.
- Люминесценция в УФ-лучах.
- Скрытый многоцветный образ.
Урок 6. Источники доходов семьи
К доходам относятся все источники поступления средств.
Доходы условно можно разделить на постоянные и временные.
К постоянным доходам относятся заработная плата, премия, стипендия, проценты по банковским вкладам и другие.
К временным относятся те доходы, которые вы не получаете каждый месяц, – это может быть квартальная премия, премия по итогам работы, деньги полученные за реализацию овощей с приусадебного участка, оплата работы школьников летом и т.д.
Оценка доходов - составление списка всех источников доходов семьи.
Урок 7. Зарабатывание денег
Возьмите листок бумаги и перечислите, за что вам платят деньги. Не читайте дальше, пока не запишете.
Вне зависимости от того, что у вас получилось, это можно разбить на три категории:
- За работу, т.е., за выполнение каких-то обязанностей, присутствие на рабочем месте, рутину, следование инструкциям и т.п. Это самый дешевый вариант. Рынок труда наиболее заполнен, конкуренция на нем наивысшая и поэтому деньги платят маленькие.
- За услуги. В этом случае вам платят не столько за выполнение каких-то действий, сколько за полученную от них пользу. Что именно вы делаете, в данном случае другую сторону не волнует, потому что здесь вы – профессионал более высокого класса, чем тот, кто у вас услугу заказывает. Можно быть наемным работником и при этом получать деньги за услуги – и деньги будут гораздо большие. Потому что профессионалов мало, а польза от услуги гораздо важнее приложенных к работе усилий или выполненных инструкций.
Урок 8. Заплати налоги и спи спокойно
Размер своей зарплаты знает каждый. А знаете ли вы, как уменьшить сумму, с которой уплачивается 12-процентный подоходный налог?
По данным статистики, оплата труда остается основным источником доходов белорусов. В январе-мае 2013 года в структуре доходов почти 65% приходилось именно на заработную плату. По каким принципам формируется заработная плата в Беларуси, и какие гарантии предоставляет государство в сфере оплаты труда? Разбираемся на очередном занятии.
В Трудовом кодексе указано, что заработная плата — это вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества и качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включенные в рабочее время.
Форму, систему и уровень оплаты труда, в том числе и дополнительные выплаты, стимулирующего и компенсирующего характера, наниматель устанавливает на основании соглашения, коллективного или трудового договора. В Беларуси государство гарантирует каждому работнику минимальную заработную плату.
Уроки 9, 10. Куда уходят деньги? Как не потратить лишнего
Как правило, деньги никуда не уходят – люди их тратят. Можно выделить несколько видов расходов: обязательные (необходимые) и необязательные. К обязательным (необходимым) относятся те расходы, которые удовлетворяют насущные потребности – это расходы за коммунальные услуги, расходы на питание, одежду, телефон, транспорт. К необязательным относят расходы, связанные с удовлетворением сиюминутных желаний, – то, что вы хотите купить, но от приобретения которых вы можете отказаться в любой момент времени. Здесь можно заметить, что необязательные расходы могут быть стимулом к сбережению. К необязательным расходам можно отнести покупку подарков к праздникам. Есть еще категория расходов, которые называются непредвиденными: покупка лекарств, ремонт домашней техники и т.д., т.е. те расходы, которые не были запланированы, но необходимы.
Урок 11. Сберегать правильно
Из прошлых занятий, мы выяснили, что независимо от вашего текущего дохода (это может быть и тысяча рублей, и миллион), организацией личных финансов нужно заняться уже сейчас. Вопрос лишь в том, что вы сейчас сможете себе позволить. Тот, кто живет одним днем, рискует остаться у разбитого корыта, как старуха из сказки про золотую рыбку. Поэтому необходимо строить долгосрочный финансовый план.
Этапы построения долгосрочного финансового плана: определить финансовую цель; определить источник достижения цели, а для этого надо знать свои активы и пассивы; определить текущий капитал; определить резервный капитал; определить инвестиционный капитал.
Урок №12. Введение в инвестиции
Инвестиции – что-то, во что вы вкладываете деньги и желаете получить взамен вознаграждение.
Прибыль – то, что вы надеетесь получить от своих инвестиций. Это ваше вознаграждение за инвестиции.
Риск - означает, что, возможно, вы не получите прибыль или вознаграждение, которое надеялись получить от своих инвестиций.
Инвестировать можно в:
- недвижимость;
- ценные бумаги;
- драгоценные металлы;
- бизнес.
Инвестиции могут быть не только финансовыми. Инвестиции — это и ваше время, и связи, и друзья, ваши знания, энергия — все то, что потом превратится в доход.
Самый главный принцип инвестирования – не кладите яйца в одну корзину.
Уроки 13,14,15. Практические занятия и деловая игра по теме ”Личный финансовый план“
Цель – научить вести личный (семейный) бюджет, который необходим для достижения поставленных финансовых целей.
Знания – после занятия учащиеся смогут рассказать, что такое бюджет, его значение; будут знать основные статьи доходов и расходов личного бюджета.
Умения – после занятий учащиеся могут составить свой бюджет, смогут выделять обязательные, необязательные расходы.
Ценности – после занятий учащиеся будут анализировать свои доходы и расходы.
Уроки 16, 17. Что такое банк? Банковские услуги физическим лицам
Банк – это юридическое лицо, которое, с одной стороны, привлекает денежные средства других юридических лиц и населения, а с другой – размещает эти средства, но уже от своего имени на условиях возвратности, срочности, возвратности, платности. Возвратность и срочность означают, что банк предоставляет средства только во временное пользование и через определенный срок они должны быть возвращены. Платность говорит о том, что банк выступает как посредник не на безвозмездной основе, а за плату, которая имеет вид процента и (или) комиссии за обслуживание.
Урок 18. Что такое депозит?
Вклад в банке или депозит – это инвестиционный инструмент, который подразумевает, что ты размещаешь в банке некую сумму на определенный срок (1, 3, 9, 12 месяцев и т.д.), и банк тебе за это начисляет определенный процент. Иными словами, когда ты размещаешь деньги на депозит, ты даешь в долг банку, а он взамен на это тебе обязуется не только вернуть сумму, которую ты положил, но еще и с процентами.
Урок 19. Защита прав вкладчиков
В части защиты прав вкладчиков государство гарантирует полную сохранность вкладов населения в белорусских банках и возврат всей суммы вклада в валюте счета либо вклада (в соответствии с Законом Республики Беларусь от 08.07.2008 ”О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц“ и Декретом Президента Республики Беларусь от 04.11.2008 № 22 ”О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)“).
Уроки 20,21. Практико-ориентированный семинар по теме ”Депозит»
Знания - после занятия учащиеся смогут назвать важные условия договора банковского депозита (вклада), будут знать виды вкладов.
Умения - после занятия учащиеся будут уметь выбирать выгодные денежные вклады в соответствии с собственными потребностями и условиями банков.
Ценности - после занятия учащиеся оценят важность внимательного прочтения реклам банковских услуг по вкладам и договора банковского вклада (депозита).