Готов ли ваш ребенок к школе
Когда специалисты говорят о “готовности к школе”, то имеют в виду не только умение ребенка читать, а определенный комплекс умений и навыков, в котором присутствуют все основные компоненты.
Ведь обучение может быть успешным, только если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.
Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:
- Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.
- Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.
- Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
- Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.
И, самое главное, ребенок сам должен хотеть идти в школу.
Только здесь мы должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней.
При внутренней мотивации дошкольник хочет много узнать в школе, ожидает, что там будет интересно.
При внешней мотивации малыш хочет в школу потому, что мы купим ему к школе новый портфель и пенал с разноцветными карандашами, ручками и ластика
Тест для родителей. Готов ли ваш ребёнок к школе?
Тест ниже поможет родителям ответить на вопросы: Как определить готовность ребенка к школе? А также чему учить ребёнка до школы?
1. Вы считаете, что Ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания? Да Нет |
13. Знает ли Ваш малыш буквы и умеет ли он читать по слогам? Да Нет |
2. Ваш ребенок любит мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами? Да Нет |
14. Способен ли Ваш малыш складывать и вычитать в пределах десяти? Да Нет |
3. Умеет ли он составлять рассказ по 5-7 картинкам? Да Нет |
15. Хочет ли ваш ребенок идти в первый класс? Да Нет |
4. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книжки, новое “взрослое” положение), чем возможность больше узнать и многому научиться? Да Нет |
16. Знает ли он простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал прямоугольник)? Да Нет |
5. Верно ли, что Ваш(а) сын (дочь) недостаточно уверенно пользуется шариковой ручкой? Да Нет |
17. Ваш ребенок умеет побыть один и заняться чем-либо самостоятельно? Да Нет |
6. Умеет ли ребенок выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья)? Да Нет |
18. Ваш ребенок без особого труда может собрать разрезанную на несколько частей картинку? Да Нет |
7. Может ли Ваш ребенок сравнивать числа и предметы (определять количество)? Да Нет |
19. Ваш ребенок общителен как с детьми так и со взрослыми? Да Нет |
8. Рисунки Вашего ребенка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены? Да Нет |
20. Ваш малыш способен хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)? Да Нет |
9. Умеет ли Ваш ребенок считать до двадцати и обратно? Да Нет |
21. Вы считаете, что Ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлен? Да Нет |
10. Может ли Ваш ребенок объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, назвать одним словом “обувь” слова “сапоги”, “туфли”, “ботинки”)? Да Нет |
22. Ваш ребенок с трудом и без всякого удовольствия декламирует стихи и рассказывает сказки? Да Нет |
11. Может ли Ваш ребенок придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу, как связаны слова в образце (например, образец “дерево — ветки”, к слову “книга” необходимо назвать слово “страницы”)? Да Нет |
23. Сможет ли Ваш ребенок придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, “жарко” — “холодно”)? Да Нет |
12. Игрушки и личные вещи Вашего ребенка всегда в беспорядке и Вы устали напоминать ему, что нужно их убрать? Да Нет |
24. Ему доставляет удовольствие раскрашивать или рисовать? Да Нет |
Тест для родителей Готов ли ваш ребенок к чтению?
Многие родители считают, что чем быстрее ребенок научится читать, тем успешнее он будет учиться в школе. Так ли это?
Во-первых, способность к чтению не возникает на пустом месте, ей предшествует развитие ряда других способностей.
Во-вторых, учить читать необходимо без принуждения.
Во-третьих, читать малыш должен осознанно.
Именно этот тест может оценить готовность Вашего ребенка к осознанному чтению.
1. Вашего ребенка больше интересует содержание сказки, чем картинки в книге? Нет Да |
10. Знает ли Ваш малыш буквы, просит ли Вас научить его читать? Да Нет |
2. Овладев буквами и словами он пытается читать самостоятельно? Нет Да |
11. В разговоре он оперирует развернутыми предложениями? Да Нет |
3. У Вашего малыша нет логопедических проблем? Нет Есть |
12. Интересуют ли его книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах)? Да Нет |
4. Ваш ребенок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал? Нет Да |
13. Пытается ли Ваш ребенок “писать” собственные книги, наклеивая в тетрадь картинки? Да Нет |
5. Внимателен ли Ваш ребенок во время Вашего чтения ему? Нет Да |
14. Способен ли их пересказать? Да Нет |
6. Ваш малыш знает много стихов и песен? Да Нет |
15. Он аккуратно хранит свои любимые книги? Да Нет |
7. Он понимает смысл большинства сложных слов? Да Нет |
16. Возникает ли у ребенка желание рассматривать книги самостоятельно? Да Нет |
8. Чтение для него приносит удовольствие? Да Нет |
17. Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым? Да Нет |
9. Любит ли Ваш малыш слушать сказки и рассказы? Да Нет |
18. Ваш малыш с радостью учится читать? Да Нет |
20. Ваш ребенок имеет хороший словарный запас и довольно успешно им пользуется? Нет Да |
19. Ваш малыш хорошо различает похожие звуки? Нет Да |
Тест для родителей Готов ли ваш ребенок к письму?
Как научить ребенка красиво и правильно писать?
Это непростая задача.
Задолго до школы родители должны заняться развитием и тренировкой детской руки, сделать ее ловкой и уверенной.
Вопросы этого теста помогут Вам оценить способности ребенка овладевать навыками письма.
- Ваш ребенок, играя в школу, копирует:
- со множеством ошибок либо совершенно неразборчиво;
- буквы и предметы соответственно предложенному образцу, соблюдая размеры и форму;
- изображая с небольшими неточностями.
- Вы считаете, что Ваш ребенок:
- невнимательный и нетерпеливый, постоянно сбивается, нарушает правила;
- расторопный и внимательный, умеющий работать по правилам;
- рассеян, но старается быть аккуратным.
- При написании букв Ваш малыш переворачивает их в обратную сторону?
- никогда, очень редко;
- иногда;
- часто, почти всегда.
- Как Ваш малыш относится к предложению порисовать?
- с неохотой, но приступив, увлечется;
- с огромным удовольствием;
- с заявлением: “у меня не получится” и категорично отказывается.
- Ваш ребенок хорошо ориентируется, где лево, а где право?
- никак не может запомнить;
- от случая к случаю;
- всегда.
- В подвижных играх о Вашем ребенке можно сказать так:
- у него неплохо получается;
- его ловкости можно позавидовать;
- постоянно путается, совершенно неуклюж;
- Рисунки Вашего ребенка отличаются
- наличием дрожащих, прерывистых линий, небрежностъю;
- оригинальностью, некоторой размашистостью;
- аккуратностью и четкостью линий.
- Работая с ножницами и бумагой, Ваш ребенок делает:
- примитивные и очень неаккуратные поделки;
- самые элементарные вещи с помощью взрослых;
- замечательные поделки.
- Придя в магазин, Ваш ребенок предпочел бы, чтобы Вы купили:
- куклу, машинку;
- мозаику или конструктор;
- книгу для раскрашивания.
- При рисовании шариковой ручкой Вы замечаете, что ребенок:
- держит её непривычным образом, но рисует уверенно;
- его кисть напряжена либо дрожит, ручка постоянно выскальзывает;
- держит ее, как взрослый.