РУС БЕЛ ENG

Методические рекомендации молодому специалисту при подготовке к уроку

Н.И. Запрудский. Ориентировочная карта для проектирования урока


І. Вчитывайтесь в раздел программы, который надо изучать на уроке.

  1. Изучите материал этого раздела.
  2. Проанализируйте учебный материал.
  3. Сформулируйте цель урока. Ответьте на вопрос, чего бы Вы хотели достичь в результате урока.
  4. Представьте коллектив данного класса, отдельных учеников, постарайтесь наметить их путь к реализации задач урока.
  5. Выберите самые результативные методические приемы для данного класса и для данных учащихся.
  6. Соразмерьте выбранные приемы со своими возможностями, определите свои действия на уроке.
  7. Продумайте структуру урока, его ход.
  8. Зафиксируйте все подготовленное в плане или конспекте.
  9. Повторите про себя или вслух основные моменты плана.
  10. Проверьте себя:
  • какие факты, общие понятия или признаки, причинно-следственные связи должны быть усвоены на уроке;
  • какое умение формируется на данном уроке;
  • какие мировоззренческие понятия, политические, нравственные или эстетические оценки необходимо сформировать на данном уроке;
  • какого рода эмоциональную реакцию следует вызвать у учащихся при изучении данного материала.

ІІ. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку, красиво ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли наглядные пособия, ТСО. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали вас организованно. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

  1. Начните урок энергично. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик с начала и до конца урока был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
  2. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, умственным напряжением, контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво, кто увлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
  3. Обращайтесь немного чаще с просьбами, вопросами к тем, кто может заняться на уроке другим делом.
  4. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Дайте указания ученику, над чем следует работать, проверьте выполнение данного задания. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
  5. Объективно оценивайте знания ученика, для оценки поведения пользуйтесь отметками за поведение и прилежание.
  6. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть ученики испытывают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных учеников, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
  7. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
  8. Удерживайтесь от излишних замечаний.
  9. Обходитесь без помощи других. Помните: налаживание дисциплины, может быть, единственная область педагогической практики, где помощь на уроке идет не на пользу учителю. Обратитесь за помощью к самим ученикам. С нарушителем, которого класс не поддерживает, легче справиться.
  10. Помните слова Н.А. Добролюбова: «Справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников».

Методические рекомендации молодому специалисту

  1. Внимательно следите за научной методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.
  2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.
  3. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее, конкретнее.
  4. Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.
  5. Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нём должна быть основная идея и логика изложения темы.
  6. Дальше доклад. Сначала - черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.
  7. Оценивайте практически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нём не показано, как растут и развиваются ученики.
  8. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.
  9. Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
  10. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.)
  11. Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуйте дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей, молодёжи.

Функциональные обязанности классного руководителя

Классный руководитель осуществляет следующие функции:

  • ​ изучение личности учащихся;
  • ​ анализ, координация и коррекция учебного процесса и взаимоотношений в классе (учащихся между собой в классе и с учащимися других классов, учащихся и учителей и др.);
  • ​ координация образовательной (обучающей и воспитывающей) деятельности педагогов, работающих с учащимися класса;
  • ​ организация планирования, подготовки, проведения и подведения итогов периодов жизнедеятельности классного коллектива и классных мероприятий: классных часов, минут информации и общения, коллективных творческих дел, конкурсов, экскурсий и т.д.;
  • ​ социальная защита учащихся (совместно с социальным педагогом);
  • ​ активная работа с родителями учащихся;
  • ​ педагогическое обеспечение деятельности ученического самоуправления в классе;
  • ​ организация ведения классного журнала и дневников учащихся.

Осуществляя свои функции, классный руководитель в начале учебного года:

  • ​ составляет список класса и оформляет классный журнал (в начале первой учебной недели);
  • ​ организовывает получение учебников в школьной библиотеке (в течение первого – второго учебных дней);
  • ​ изучает условия семейного воспитания учащихся (в течение первой учебной четверти);
  • ​ уточняет или составляет социальный паспорт класса и сдает его социальному педагогу (в течение первой учебной четверти);
  • ​ собирает и имеет полную информацию об участии учащихся класса в учреждениях дополнительного образования (в течение октября);
  • ​ проводит работу по вовлечению учащихся в разнообразную деятельность, в том числе в деятельность объединений дополнительного образования, в целях развития их способностей (в течение первой четверти);
  • ​ организовывает коллективное планирование жизнедеятельности класса на год (в течение сентября);
  • ​ составляет план воспитательной работы класса, согласовывает его с руководителем методического объединения классных руководителей и сдает на утверждение заместителю директора по воспитательной работе (в течение сентября)

ежедневно:

  • ​ отмечает в классном журнале отсутствующих учащихся;
  • ​ осуществляет педагогическую помощь органам ученического самоуправления класса и представителям школьного самоуправления в классе;
  • ​ осуществляет контроль за внешним видом учащихся и наличием у них сменной обуви;
  • ​ осуществляет контроль за питанием и культурой поведения учащихся класса в столовой;
  • ​ осуществляет контроль за дежурством по классу

еженедельно:

  • ​ проверяет дневники учащихся;
  • ​ осуществляет контроль за ведением классного журнала учителями-предметниками;
  • ​ проводит классный час и (или) полчаса информации и общения;
  • ​ осуществляет контроль за санитарным состоянием закрепленных за классом участков школы

ежемесячно:

  • ​ организовывает коллектив класса на участие в школьных делах;
  • ​ помогает органам ученического самоуправления организовывать подведение итогов жизнедеятельности классного коллектива;
  • ​ проводит занятия по правилам дорожного движения и плановой инструктаж по технике безопасности и безопасности жизнедеятельности;
  • ​ дежурит на общешкольных вечерах и других мероприятиях (согласно графику дежурства);
  • ​ контролирует участие в кружках, секциях, клубах, других объединениях учащихся своего класса, требующих особой педагогической заботы

в течение четверти:

  • ​ организовывает выполнение рекомендаций медицинских работников по охране здоровья учащихся;
  • ​ помогает органам ученического самоуправления в организации жизнедеятельности классного руководителя (текущее коллективное планирование, организация дел и коллективный анализ);
  • ​ организовывает дежурство класса по школе (согласно графику дежурств);
  • ​ оперативно информирует социального педагога, заместителя директора школы по воспитательной работе или директора школы о девиантном поведении учащихся, о случаях грубого нарушения учащимися класса устава школы; о необходимости социальной защиты своих учащихся, и вместе с ними принимает необходимые педагогические меры;
  • ​ организовывает контроль за состоянием школьных учебников;
  • ​ уточняет информацию об участии учащихся класса в деятельности объединений дополнительного образования;
  • ​ проводит родительские собрания;
  • ​ организовывает работу родительского комитета класса (согласно плану работы комитета);
  • ​ посещает методические объединения классных руководителей, семинары, совещания по вопросам воспитательной работы, другие мероприятия, связанные с повышением педагогического мастерства классного руководителя

во время каникул:

  • ​ организует каникулярные мероприятия своего класса (вариант: совместно с другими классами)

в конце учебного года:

  • ​ организовывает подведение итогов жизнедеятельности класса в учебном году и вместе с активом (организаторами самоуправления) класса отчетно-выборную кампанию в классе;
  • ​ проводит педагогический анализ хода и итогов образовательного процесса в классе;
  • ​ организовывает сдачу школьных учебников в библиотеку;
  • ​ получает от родителей учащихся данные о летнем отдыхе детей.

 

Методические рекомендации молодому учителю по подготовке и проведению родительского собрания

 

Родительское собрание – одна из основных форм связи школы с семьями учащихся и пропаганды педагогических знаний среди родителей, это школа воспитания родителей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

В подготовке и проведении родительского собрания необходимо учесть следующие моменты:

  1. За 2-3 недели до проведения родительского собрания следует объявить о нем учащимся, подчеркнув необходимость посещения родителями этого собрания, сообщив тему собрания, и проверить, сделал ли ученик запись об этом в дневнике. Такой срок позволит родителям заранее спланировать своё время и освободить вечер для посещения собрания, а за 3-4 дня в дневниках делается повторная запись-напоминание.
  2. К подготовке собрания, как правило, привлекаются члены родительского комитета или родителей. Необходимо продумать, кто из родителей сможет выступить по теме собрания. С каждым выступающим нужно поговорить, отметив положительные моменты в воспитании детей и подчеркнув основные направления сообщения.

К собранию готовится выставка работ учащихся, отражающая их классную или внеклассную деятельность (тетради, рефераты, конспекты, рисунки, поделки и т.д.).

Большим успехом пользуются выставки ученических стенных газет, из которых родители узнают об общественной жизни класса. К итоговому собранию можно подготовить концерт учащихся или выступление агитбригады. До начала собрания родители могут ознакомиться с выставкой педагогической литературы по теме собрания.

З. Выступление классного руководителя на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным и обязательно должно начинаться с рассказа о положительных фактах в жизни класса. Выступление может содержать и анализ отрицательных явлений, если таковые имеют место в классе, тогда классному руководителю необходимо включать реальные предложения, которые создали бы у родителей установку на возможность исправления настоящего неблагоприятного положения. Ни в коем случае в выступлении классного руководителя не должно быть высказано сомнение в неисправимости положения в классе в целом и отдельных учащихся. На собрании можно доводить до сведения всех родителей только такие факты (положительные и отрицательные) поведения учащихся, в отношении которых у классного руководителя существует полная ясность. Нельзя постоянно упоминать одни и те же фамилии учащихся в положительном и отрицательном плане.

Задача учителя состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания. Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей.

Совершенно недопустимо «отчитывать» родителя за промахи его ребенка или зачитывать оценки того или иного слабого ученика. Такое поведение учителя приводит к тому, что родители слабо успевающего ученика перестают посещать собрания. Тем не менее, необходимо сообщать родителям о недочетах в работе их ребенка, подсказывать пути их преодоления. Конкретную информацию об успехах и особенно недостатках своего ребенка родители получают от учителя здесь же, на собрании, в письменном виде.

  1. Классный руководитель может практиковать лекции – выступления родителей, педагогов, юристов, медиков. После выступления классного руководителя можно организовать обсуждение возникшей проблемы, практикум, обменятся опытом семейного воспитания. По ряду вопросов, обсуждаемых на собрании, принимается решение, которое доводится до всех родителей.

Периодически родительский комитет отчитывается о выполнении принятых ранее решений.

  1. Чем больше родителей будет участвовать в подготовке родительского собрания (даже в качестве только сообщающих о нем другим), тем активнее они будут себя вести на самом собрании.

На родительском собрании следует обязательно поблагодарить и тех родителей, кто его готовил, и тех, кто оказывал помощь школе в проведении других мероприятий.

В подготовке и проведении собраний очень помогает анкетирование родителей. В анкетах родители пишут о том, какие вопросы воспитания их волнуют, какую информацию хотели бы получить, какую помощь в воспитании детей могут оказать.

Такие формы взаимодействия с родителями позволяют привлечь их к активному участию в мероприятиях класса, больше жить интересами своих детей.

 

Рекомендации молодому педагогу по созданию хорошей атмосферы в классе

  1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса демонстрируйте детям свое полное к ним доверие.
  2. Помогайте учащимся в формулировании целей и задач урока, стоящих как перед группами, так и перед каждым учеником в отдельности.
  3. Всегда исходите из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
  4. Выступайте для учащихся в качестве источника разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
  5. Выступайте в такой роли для каждого ученика.
  6. Развивайте в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы (класса) и принимайте его (соизмеряйте свои действия с этим настроем).
  7. Будьте активным участником группового взаимодействия.
  8. Открыто выражайте в классе свои чувства.
  9. Стремитесь к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
  10. Хорошо знайте самого себя.
  11. Свои взаимоотношения с учащимися осуществляйте главным образом с помощью словесных воздействий, которые можно разделить на три вида:

- организующие (инструктирование, наставление, совет, предупреждение от ошибок в работе);

- оценочные (похвала, критические замечания, осуждение и др.);

- дисциплинирующие (замечание-утверждение, замечание-вопрос, повышение интонации)