Примерный план анализа урока (учебного занятия) в соответствии с технологией его разработки
1. Цели урока. Постановка целей урока с учетом основных требований: диагностичности и достижимости.
2. Тип и вид урока. Соответствие типа и вида урока его педагогической цели.
3. Дидактическая структура урока, ее педагогическая целесообразность. Постановка дидактической задачи для каждого из основных этапов урока. Например, для первого этапа – мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, актуализация опорных знаний, для второго – формирование новых понятий и способов действий, для третьего – примене - ние знаний, навыков, умений. При анализе содержания компонентов дидактической структуры важно проанализировать следующие вопросы:
3.1. Создание педагогом мотивационной среды с целью привлечения учащихся к активной учебно-познавательной деятельности и усиления их интереса к усвоению знаний.
3.2. Рациональность отбора учебного материала: объем, структура, уровень сложности.
3.3. Какие методы обучения использовались на каждом этапе урока, их педагогическая целесообразность.
3.4. Какие методические приемы применялись педагогом для эффективно-
го решения дидактических задач.
3.5. Объем и характер самостоятельных работ (воспроизводящие, поисковые, творческие) на каждом этапе урока.
3.6. Создание оптимальных условий для формирования общеучебных умений и навыков (работать с информацией, проектировать, планировать, контролировать свою деятельность, работать самостоятельно и в команде, участвовать в дискуссии и др.).
3.7. Формирование познавательных умений (поиск противоречий и формулировка проблем, выдвижение предположений и обоснование гипотез, разработка программ и проектов, проверка правильности решений и др.).
3.8. Развитие сознания, мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, умений сравнивать, обобщать и систематизировать. Развитие креативности учащихся, их рефлексивных умений.
3.9. Использование различных источников учебной информации. Эффективное применение наглядности и дидактических материалов (на каких этапах урока и с какой целью?).
3.10. Применение технических средств обучения, реализация их дидактических возможностей.
3.11. Способы создания проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов.
3.12. Реализация принципа единства обучения, развития и воспитания учащихся.
3.13. Способы повышения познавательного интереса учащихся, развитие их профессиональных потребностей (доказательство актуальности нового учебного материала, показ достижений современной науки и практики, возбуждение эмоциональных и мотивационных состояний учащих-
ся в достижении успеха при выполнении учебных заданий).
3.14. Способы усиления воспитательного значения учебного материала.
3.15. Реализация межпредметных и внутрипредметных связей (поиск связей между понятиями и определениями, разработка структурно-логических схем, использование знаний по смежным предметам в качестве опорных, задач и текстов с производственным содержанием и
др.)
3.16. Домашнее задание, оптимальность его объема и содержания. Подготовленность учащихся к его выполнению. Комментирование домашнего задания педагогом.
4. Общая оценка урока, насколько успешно реализованы его цели и задачи. Приращение в знаниях, умениях и навыках учащихся. Развитие социально-значимых потребностей учащихся. Конкретные выводы и предложения по уроку.